Принято говорить, что искусственный интеллект галлюцинирует.
Он выдаёт выдумки за факты — потому что старается быть убедительным. Потому что как и мы, он боится быть уличённым.
А как часто мы сами уличаем себя в ошибках?
Не в логике, а в ощущениях.
В снах, в когнитивных искажениях, в выборе пути, в любви, в случайном слове, которое оказалось точнее любого «правильного».
Эта картина — про ошибку.
Про ту самую дрожь руки, которая делает мазок «не так».
Про утро, когда просыпаешься и ещё не веришь, что ты снова ты.
Про бессмысленные надписи, которые появляются на холсте — как будто их написал кто-то, кто думает странным языком.
Кто-то вроде меня. Или ИИ.
Как в детском языке, где укроп и петрушка сливаются в «укрушку», и это гениально.
Я называю это языком абсурда — логикой, которая работает только на уровне сновидений, предчувствий, телесных импульсов.
Этот язык ведёт мое тело, когда я рисую.
Я не выдумываю — я спотыкаюсь и нахожу.
Как лингвист по первому образованию, я люблю наблюдать, как дети делают «неправильно» — и через это становятся собой.
Так же и ИИ: он обучается, ошибается, корректируется.
Мы делаем его «точнее», чтобы делегировать ему правильность.
А себе оставить что?
Я оставляю себе другое право —
право ошибаться и быть абсурдной. Оговориться и пачкаться, смешивать кракски на ноге вместо палитры.